Служба 22 марта

22 марта иерей Сергий Самохин совершил Богослужение в Крестопоклонную неделю Великого Поста.


Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
Со­глас­но сред­не­ве­ко­вой ле­ген­де, апо­стол Пётр, воз­глав­ляв­ший Рим­скую Цер­ковь во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Неро­на (54–68), раз­вя­зав­ше­го пер­вое це­ле­на­прав­лен­ное го­не­ние на хри­сти­ан, под­дал­ся на­стой­чи­вым уго­во­рам еди­но­вер­цев, бо­яв­ших­ся за его жизнь, и но­чью неза­мет­но по­ки­нул Рим. Ока­зав­шись на Ап­пи­е­вой до­ро­ге, он вдруг уви­дел Иису­са Хри­ста, шед­ше­го ему на­встре­чу с кре­стом на пле­чах. «Quo vadis, Domine? (Камо грядеши, Гос­по­ди?)», – спро­сил оше­лом­лён­ный Петр. «Я иду в Рим, – от­ве­тил Иисус, – чтобы Ме­ня там опять рас­пя­ли», – и стал неви­дим. Петр внял вра­зум­ле­нию, вер­нул­ся в Рим, вско­ре был аре­сто­ван и рас­пят (ок. 67 г.). Счи­тая се­бя недо­стой­ным уме­реть так, как Учи­тель, он по­про­сил при­гвоз­дить его ко кре­сту вниз го­ло­вой.

Ис­точ­ник это­го по­учи­тель­но­го ска­за­ния – диа­лог Пет­ра и Иису­са из Еван­ге­лия от Иоан­на (Ин.13:36): «Dicit ei Simon Petrus: „Domine, quo vadis?“ Respondit Jesus: „Quo ego vado, non potes me modo sequi; sequeris, autem postea.“» «Го­во­рит Ему Си­мон Петр: „Гос­по­ди, ку­да Ты идешь?“ От­ве­тил Иисус: „Ку­да Я иду, ты не мо­жешь те­перь по­сле­до­вать за Мной, но по­сле­ду­ешь позднее“».

Апостольское чтение на Литургии (рядовое)

(Евр.4:14-5:6. – За­ча­ло 311)

[Пре­вос­ход­ство Иису­са Хри­ста – Пер­во­свя­щен­ни­ка Но­во­го За­ве­та]

[Бра­тья,] имея Пер­во­свя­щен­ни­ка ве­ли­ко­го, про­шед­ше­го [через] небе­са, Иису­са, Сы­на Бо­жия, бу­дем твёр­до дер­жать­ся ис­по­ве­да­ния [на­шей ве­ры][1]. Ведь мы име­ем не та­ко­го пер­во­свя­щен­ни­ка, ко­то­рый не мо­жет про­явить со­стра­да­ние к на­шим немо­щам, но Ис­ку­шён­но­го во всём, по­доб­но нам, кро­ме гре­ха. Итак, бу­дем без­бо­яз­нен­но при­сту­пать к пре­сто­лу бла­го­да­ти[2], чтобы по­лу­чить нам ми­лость и най­ти бла­го­дать для своевре­мен­ной по­мо­щи.

Вся­кий ведь пер­во­свя­щен­ник, из­би­ра­е­мый из лю­дей, для лю­дей по­став­ля­ет­ся на слу­же­ние Бо­гу, чтобы при­но­сить да­ры и жерт­вы о гре­хах. Он мо­жет со­стра­дать незна­ю­щим и за­блуж­да­ю­щим­ся[3], по­сколь­ку и сам под­вер­жен немо­щам, и из-за них он дол­жен как за на­род, так и за са­мо­го се­бя при­но­сить жерт­вы о гре­хах.

И эту честь ни­кто из лю­дей не при­сва­и­ва­ет се­бе сам, но при­зы­ва­ет­ся Бо­гом, как и Аарон. Так и Хри­стос не Сам про­сла­вил Се­бя, став Пер­во­свя­щен­ни­ком, но [про­сла­вил Его] Тот [Бог Отец], Кто ска­зал Ему:

«Ты – Сын Мой, Я се­го­дня по­ро­дил Те­бя» (Пс.2:7);

как и в дру­гом ме­сте Он го­во­рит:

«Ты – Свя­щен­ник во­век по чи­ну (по­ло­же­нию) Мел­хи­се­де­ка» (Пс.109:4).

Евангельское чтение на Литургии (рядовое)

(Мк.8:34-9:1. – За­ча­ло 37)

[Усло­вие сле­до­ва­ния за Хри­стом]

[Ска­зал Гос­подь Сво­им уче­ни­кам:]

«Кто хо­чет по­сле­до­вать за Мною, пусть от­ре­чёт­ся от са­мо­го се­бя, и возь­мёт на пле­чи крест, и так сле­ду­ет за Мною. Ибо кто хо­чет сбе­речь жизнь[4] свою – по­гу­бит её; а кто по­гу­бит её ра­ди Ме­ня и Еван­ге­лия – спа­сёт её.

Ибо что поль­зы че­ло­ве­ку, ес­ли он стя­жа­ет весь мир, а жиз­ни сво­ей ли­шит­ся? И ка­кой вы­куп даст че­ло­век за жизнь свою? Ибо кто по­сты­дит­ся Ме­ня и Мо­их слов пе­ред этим по­ко­ле­ни­ем рас­пут­ным и греш­ным, то­го по­сты­дит­ся и Сын Че­ло­ве­че­ский, ко­гда при­дёт Он в сла­ве От­ца Сво­е­го со свя­ты­ми Ан­ге­ла­ми».

И ска­зал Он им: «Ис­тин­но го­во­рю вам, что сре­ди сто­я­щих здесь есть та­кие, ко­то­рые не вку­сят смер­ти преж­де, чем уви­дят Цар­ствие Бо­жие, при­шед­шее в си­ле».

© azbyka.ru

(33)