Богослужение 7 апреля

В седмицу 6-ю Великого поста (седмицу ваий) в Благовещение Пресвятой Богородицы иерей Сергий Самохин совершил Богослужения суточного круга.

«В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве Mapия» (Лук. 1:26,27). Архангел Гавриил послан Господом к Пренепорочной Деве по счету в шестой месяц от того месяца, в который Елисавета приняла радостную весть о зачатии Иоанна Крестителя, как объяснил это сам Архангел при благовестии Деве: «Се Елисавета, говорит он, южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды» (Лук. 1:36); «Воин и оруженосец, как говорит св. Отец Церкви, должен был предшествовать (своему вождю) и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки».

Призвав для благовестия о великой тайне воплощения Сына Божия Гавриила, одного из первых Ангелов, говорит св. Григорий Неокесарийский, украшая краткий евангельский рассказ цветами духовного витийства, Бог изрек ему: «иди, Архангел, и будь слугой страшного и сокровенного таинства: послужи чуду. Движимый милосердием, Я спешу сойти для взыскания заблудшего Адама. Грех обезобразил созданного по образу Моему, повредил творение рук Моих, помрачил красоту, Мной созданную; жилище рая пусто; древо жизни охраняется пламенным оружием; место сладости блаженства заключено: хочу помиловать бедствующего и связать врага. Но Я хочу сокрыть это таинство от всех сил небесных и тебе одному вверяю его»7. «Иди, Гавриил, в Назарет, город Галилейский, дополняет, изложение св. Григория св. Андрей Критский, иди в Назарет, в котором живет Отроковица Дева, обрученная мужу, именем Иосифу; имя Деве – Мария. Иди и скажи Деве то благовестие радости, которого лишилась некогда Ева, и не смущай души Ее: ибо это благовест радости, а не печали; это приветствие веселия, а не уныния».

В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая–нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с ним едино, по причине соединения и притом ипостасного? Что может быть удивительнее того, когда Бог видимо снисходит на землю и даже носится во чреве жены? Неслыханное дело, Бог, Которому престол, – небо и подножие – земля (Исайя 66:1) – в женской утробе! Всевышний Бог, сопрестольный с Отчей вечностью – во чреве! И есть ли что необыкновеннее, как Богу явиться в образе человека, не разлучаясь со своим Божеством, как нам видеть все естество человеческое, соединенным с Творцом, для того, чтобы обоготворился весь человек, – первая жертва греха8?

«Архангел, продолжает св. Андрей Критский, выслушав Божественное вещание и узнав повеление, изреченное ему гласом Божьим, но превышающее силы его, находился между страхом и радостью. Не сознавая себя достойным к исполнению божественного поручения, но не дерзая отрицаться от него, он, желая точно исполнить волю Божию, погрузился в размышление и, недоумевая о самом себе, колеблен был многими мыслями. С чего начать мне исполнение воли Божией? Мгновенно ли явиться в чертоге? – Но таким появлением я приведу в страх душу Девы. Или взойти не вдруг? Но Отроковица почтет вход мой тайным. Постучать ли в дверь? – Но каким образом? Ангелам это несвойственно: никакая физическая вещь, ни твердая, ни слабая, не может отражать от себя действий существа бестелесного. Или просто отворить дверь? – Но и тогда, как она заперта, ямогу пройти сквозь нее. Назвать ли Деву по имени? – Но этим я приведу в трепет юную Отроковицу. Итак, я исполню поручение, по воле Пославшего меня, и укрощу мое стремление. Намерение Его есть – спасти род человеческий; воля Его хотя необыкновенная, но исполнена милосердия и служит залогом примирения. Но опять, каким образом мне приступить к Деве? О чем прежде всего с Ней говорить? О благовестии ли радости, или о вселении в Ее утробу Господа моего? О наитии ли Св. Духа, или об осенении Всевышнего? Сделаю к Деве обращение, возвещу Ей о чуде, приближусь к Ней, сделаю Ей приветствие и кротко воззову: радуйся! Приветствие будет для меня счастливым вступлением в свободный с Ней разговор. Слово – радуйся послужит мне залогом позволения беседовать с Ней; только глас радуйся – нимало не устрашит, но усладит Ее душу. Итак, возвещая ей радостное веление, я начну воззванием: радуйся! На, самом деле, прилично приветствовать Царицу благовестием радости. Радостен дух! Восхитительно это время! Утешительно повеление! Это воля Божья о спасении и начало радости безмерной!».

© И.И. Туркин «Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы»

(63)