В неделю (воскресенье) 5-ю по Пасхе, называемую «О самаряныне» (о самарянке), иерей Сергий Самохин совершил Божественную литургию.
Пятое воскресенье Пасхального цикла и примыкающие к нему дни будничные (седмичные) посвящены воспоминанию о знаменательной беседе между Иисусом Христом и самарянкой. Это произошло в самом начале Его общественного служения (в 27 году), вскоре после Пасхи, проведенной вместе с другими многочисленными паломниками в Иерусалиме.
Утомленный обратной дорогой Иисус сидит у колодца и говорит подошедшей женщине: «Дай мне пить». В ответ эта представительница родственного, но враждебного евреям племени с величайшим изумлением отвечает: «Как? Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?!» «Дело в том, что иудеи с самарянами не общаются», – лаконично замечает по поводу хорошо ему знакомой ситуации евангелист Иоанн (Ин.4:9). Для многих из нас она требует более подробного разъяснения.
Прежде всего вспомним, что встреча произошла в центральной части Палестины, на месте, освященном памятью древних библейских патриархов – Авраама, Исаака и Иакова, родоначальников народа Израильского, живших здесь еще в XIX-XVIII вв. до н. э. Во 2-й половине XIII в. до н. э. еврейские племена вторглись на территорию Ханаана (прежнее название Палестины) и образовали союз двенадцати племен (колен), превратившийся через два столетия в древнееврейскую монархию, управлявшуюся Саулом, Давидом и Соломоном. Но после смерти царя Соломона (931 г. до н. э.) это единое Израильско-Иудейское царство разделилось на Израильское, к которому отошла территория центральной и северной Палестины, и Иудейское (южная Палестина); граница между ними прошла чуть севернее Иерусалима (см. в любом библейском атласе). Столицей Израильского царства вскоре стал город-крепость Самария (евр. Шемрон – «Сторожевая гора»).
В 722 г. до н.э. Израильское государство было завоевано ассирийцами, а его население, депортированное вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с другими семитическими народами и исчезло с мировой арены. Немногие израильтяне, оставленные на месте для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться «самарянами» (или «самаритянами»)[1]. Они сохранили веру в Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали лишь Пятикнижие Моисеево.
Напротив, жители Иудейского царства (со столицей в Иерусалиме), хотя и разгромленного в 587 г. до н. э. знаменитым Вавилонским царем-завоевателем Навуходоносором II, сумели сохранить в Вавилонском плену свою веру и этническую общность, но это далось им через гипертрофированное ощущение национальной исключительности («чистоты крови»). Поэтому, вернувшись по указу персидского царя Кира Великого (538 до н. э.), нового «мирового лидера», в Палестину, иудеи отвергли предложение самарян объединиться и не допустили их к участию в восстановлении главной и единственной с тех пор святыни – Иерусалимского храма. Тогда обиженные самаряне построили себе отдельный храм на горе Гаризим, но в 134 г. до н.э. его разрушил иудейский царь Иоанн Гиркан (со 152 и до прихода римлян в 63 г. до н.э. древние евреи в последний раз жили в своем независимом государстве, управлявшемся династией Маккавеев). Иудеи презирали самарян как нечистокровных «еретиков», относясь к ним хуже, чем к язычникам, и, подобно некоторым нашим старообрядцам, считали осквернением для себя всякое общение с иноверными, тем более – пользование одним сосудом. В общем, эти родственные народы питали друг к другу столь же «нежные» чувства, что и современные израильтяне и палестинские арабы, общий праотец которых, Авраам, похоронен в хевронской мечети (не в синагоге!).
Но поскольку иудеи жили как на юге Палестины (на территории бывшего Иудейского государства), так и на ее севере, в области, именуемой Галилея, то им поневоле приходилось пересекать Самарию, расположенную в ее центральной части. Отводя взгляды от встречающихся им самарян, иудеи шли молча, стараясь быстрее покинуть эту «зачумленную» область. Нам понятно теперь удивление безымянной самарянки, обнаружившей у своего колодца странного иудейского паломника, попросившего у нее напиться.
Оставив без ответа ее недоуменное восклицание, незнакомец сказал, что Сам может дать ей «живой воды». Здесь Христос использовал древний символ: вода источника – это жизнь, даруемая Богом; в данном случае – это символ Духа, явление Которого изменит вскоре жизнь человечества.
«Тот, кто пьет эту воду, снова захочет пить. Но кто пьет воду, которую Я ему дам, – вовеки не будет знать жажды».
Простодушная женщина поняла эти слова буквально. «Господин мой! Дай мне такой воды; тогда я больше не буду знать жажды, и не надо будет ходить сюда за водой!»
Во время дальнейшей беседы Иисус Христос показал, что Ему открыта печальная история ее неустроенной жизни. Пораженная самарянка сочла Его пророком и задала вопрос о старой распре между иудеями и самарянами. Где следует поклоняться Богу?
«Наши предки поклонялись Богу на этой горе (Гаризим); а вы говорите, что поклоняться надо только в Иерусалиме».
Услышав, что место поклонения Богу более не играет роли, самаритянка справедливо заметила, что споры прекратятся с пришествием Мессии: когда Он придет, то «возвестит нам всё». А через мгновение она узнала, что Мессия уже пришел, и она с Ним разговаривает!
Как раз в это время к колодцу подошли вернувшиеся из города ученики. Их поразило, что Учитель беседует с самарянкой, но они удивились еще больше, узнав, что не им и не их горделивым соплеменникам, а этой простой женщине – к тому же сомнительной нравственности и «еретичке»! – Он впервые прямо сказал о Себе как о Мессии, посвятив ее в сущность новой религии «Духа и Истины», не ограниченной пределами какого-то одного места или народа.
© Юрий Рубан
© Фото: Людмила Акимкина
,
(20)